--> Студия DV-PRO. Главная страница

Гора Юрма

Есть на Земле места, где деятельность человека нанесла непоправимый урон природе, превратив их в грязные, опасные и жуткие. Одним из таких мест всемирно признан город Карабаш в Челябинской области. Местный медеплавильный комбинат превратил его окрестности в подобие безжизненной планеты, люди здесь болеют и умирают. Но, по странному стечению обстоятельств именно рядом с Карабашем находится гора Юрма, на вершине которой есть скалы удивительных форм, прямо под боком у отравленного города, до него всего 14 километров по прямой.

Высота горы Юрма чуть больше тысячи метров, и ветры в основном дуют со стороны горы на Карабаш, унося ядовитый дым прочь. А реки текут со склонов, и потому совершенно чистые. Так что, попадая в окрестности Юрмы и на ее вершину, чувствуешь, что попал совсем в другой мир, мир нетронутой природы. Сама гора имеет вытянутую форму, как небольшой хребет, расстояние между крайними скалами 6 км.

На вершину ведут две основные дороги - со стороны Карабаша, наиболее используемая туристами, и со стороны парка Таганай, но по ней мало кто ходит. На Юрме несколько крупных скальных выходов удивительного розоватого цвета, разнообразных форм, способных разбудить Вашу фантазию, "Чертовы ворота", "Крепость", "Башмак", и другие. Кроме того, с нее открывается потрясающий вид на горы хребта Таганай, город Карабаш, и Челябинские озера.

Наверху вся гора покрыта лесом из низкорослых елей и кустарников, там множество очень больших муравейников, следов пребывания зайцев, косуль, лосей. К основным скалам ведут тропы, только к самым крайним нужно идти по дебрям и зарослям. Немаловажно то, что на стоянках Труба и Кресты под горой имеются родники и крупные ручьи с хорошей питьевой водой, кроме того, по склону горы, обращенному к Карабашу, также сбегает чистый ручей. Правда, есть ли он здесь в разгар жаркого лета - неизвестно.

И, хотя в переводе с тюркских языков "Юрма" значит "не ходи", но однажды в конце весны мы решили рискнуть, и совершить восхождение на эту уральскую красавицу-гору, и я даже взял с собой видеокамеру, чтобы снять все, что удастся увидеть. А что у нас получилось, можете прочитать в рассказе.

Это заключительная часть рассказа. Рекомендую начать с первой

Юрма - не ходи. Но мы пошли...

День четвертый. В обратный путь, речка Сак-Элга, улица Освобождения Урала

Утром Александр проснулся аж в 6 часов, выглянул - красота снаружи необычайная, солнце светит, березки нежные, погода ясная... И всеми этими наблюдениям он щедро делился со мной, спящей. Но выходить из палатки не стал, хотя и думал об этом. Уж больно воздух был прохладный. Просто открыл дверь палатки, и лежа наблюдал. Я проснулась от пения птиц. Тоже глянула на улицу - да, светлый березовый лес утром дивно хорош! От Васиной палатки донесся звук дудочки - это нам играли побудку...

Саша вышел наружу, а я стала в палатке складывать спальники и коврики. Тем временем Василий встал, возится с костром. Я его искренне поддерживала, и веселее с огоньком, и можно вскипятить котелок, попить чаю, тогда весь термос останется нам в дорогу. Совместными усилиями мы соорудили костер, поставили котелок, и стали делать зарядку. А Саша с камерой решил прогуляться вверх по дороге, которая ведет к скалам Чертовы ворота, поснимать кадры утреннего леса, на что раньше у него времени не было.

Прошел метров пятьдесят, и увидел у дороги еще один родник. Там была большая лужа стоячей воды, а рядом торчала такая же железная труба, только сантиметров 20 всего от земли. Сначала ему показалось, что вода оттуда не течет, но потом заметил движение ручейка. Прогулялся он еще чуть дальше, послушал и записал пение птички, снял кадры лесных красот, и вернулся обратно к стоянке. Я уже почти собрала к этому времени палатку, и мы стали делать зарядку и завтракать.

Вася уже собрался, и дальше просто сидел у костерка на бревнышке. Я тоже потихоньку собиралась, времени у нас было достаточно, и уходить из таково красивого места не хотелось. Мы побродили вокруг стоянки, насыпали изюма муравьям... На прощание я еще сфотографировала на Васин фотоаппарат наших мужчин с рюкзаками в романтических березках, мы сказали чудной полянке "до свидания", и отправились по дороге в обратный путь к Карабашу.

Между прочим, я снова пошла в сланцах и носках, а злополучные кеды упаковала на дно рюкзака. Все равно в них влезть невозможно. Сначала я опасалась, что на дороге могу запнуться или поскользнуться, но ничего подобного - идти было удобно и легко. Александр остался посидеть на полянке - снять дымящийся костерок, и догнал нас позже.

Мы с Васей уже привыкли к его отлучкам, и шли, разговаривая и наслаждаясь прекрасным утром, запахами и звуками леса, чудесными картинами. Очень много в тех местах цвело черемухи, она просто опьяняла временами. К тому же теперь дорога шла под горку, и идти было одно удовольствие, да еще и рюкзаки стали легче. Кое-где, конечно, приходилось скакать по камням, стараясь не замочить ноги в ручьях, но это вносило приятное разнообразие в движение.

Бодрым шагом мы двигались к развилке у эко-отеля. Видели множество развилок, ответвлений и троп, но непонятно, куда они вели. Там, где текли по дороге ручьи, появилось какое-то количество комариков, и мы побрызгали ноги, чтоб не кусали. У довольно большой солнечной полянки Александр предложил сделать привал. Вася тут же скинул рюкзак, и прилег на травку. А на дороге показался на велосипеде еще один местный житель - поехал прогуляться, да кислицы посмотреть. Он немного с нами поговорил, укатил велосипед на край поляны и там оставил, а сам пошел дальше пешком. А мы набрали по телефону нашего водителя Сергея, и он подтвердил, что едет за нами.

Когда Василий встал, то обнаружил, что все-таки и он может привлекать клещей - один и на него заполз, на руку. Саша снял его на камеру, а потом мы клеща выкинули подальше. После этой полянки дорога стала сухая, шире и лучше, а лес кругом поменялся на сосновый. Шагали бодро, по времени успевали на место встречи с машиной. Мы решили особо не торопиться, и не бежать сразу в Карабаш, а найти хорошее местечко у реки, там посидеть, пообедать, а уж потом в город. Это лучше, чем там испарениями комбината лишний час дышать.

Дошли мы до моста и развилки на эко-отель, там слышали, что перед нами проехала грузовая машина куда-то направо. А у моста стояли еще две машины, и туда рабочие грузили плитняк. Пахло возле них невкусно, выхлопными газами, так что мы поспешили пройти мимо. А здесь дорога уже стала совсем цивилизованная, отсыпанная мелким щебнем, плотная и ровная. Слева от нее тянулся ряд широких лужаек, где явно косят, там стояли остовы для стогов. А за лужайками - ряды молодых березок, такая чисто русская картина. Листья на вершинах берез от солнца прямо золотились. Нас обдувал ветерок, пахнувший лесом, травами и цветами.

Вскоре мы дошли до реки Сак-Элга, она извивалась слева от дороги, а потом под мостиком перелилась на правую сторону. Там мы увидели небольшую полянку, уходящую в лес дорогу, и большое березовое бревно, на нем очень удобно будет посидеть и пообедать. Я, как на грех, за пять минут до этого запнулась-таки о камень, и больно ушибла палец на ноге, потом посмотрела, а по носку расплывается пятно крови. Блин, опять той же ноге досталось!

Оставив вещи у бревна, я отправилась на берег реки, чтобы там снять грязные носки, помыть сланцы, и сполоснуть окровавленную ногу. Проделав все это, я вернулась к бревну, чтобы достать все для обеда. Как раз мы доели остатки пирожков, изрядно помятые, но вкуса не потерявшие. Съели колбасу, Васину фасоль, и решили еще минут 10 посидеть, отдохнуть. А потом отправились дальше, оставалось совсем немного.

Мы миновали гору слева, про которую думали, что это отвал - оказалось, нет. Породы, складывавшие ее, явно были природного происхождения. На лесной дорожке стояла пустая легковушка. Потом прошли по перешейку болото, там, где видели лиса, оттуда увидели панораму Карабаша, комбинат и гигантские отвалы над всем этим, они соперничали высотой с горами. Но голубое небо и солнечный денек эту картину делали не такой трэшевой. Мы свернули на дорогу уже прямо к поселку, и вскоре вошли на его крайнюю улицу. Там гоняли на самокатах ребятишки, кто-то с удочками собирался пойти на рыбалку.

Никуда уже не заходя, мы вышли на улицу Освобождения Урала, и направились к заводоуправлению. Стояла полуденная жара, но хотя бы ветер дул не от комбината, так что пахло кругом только свежими тополиными листьями. Времени у нас оставалось как раз, чтобы дойти до места встречи. Мы прибыли туда без 15 минут два, пройдя 15,2 километра от стоянки. Созвонились с водителем, вскоре он подъехал, и мы загрузились в автомобиль, наверное, "Мицубиси", с большим багажником. Все хорошо там уместились, и поехали.

Я первую половину пути учила турецкий язык, но потом задремала. На выезде из Карабаша на самом высоком отвале выложена белыми камнями надпись "Спаси и сохрани" и поставлен поклонный крест, туда и дорога вела. Миновав черные дымящиеся отвалы, мы выехали на трассу, и следовали мимо всяких Каслей, Косых мостов и т.п. Ехали мимо множества прекрасных озер, вблизи и вдали, больших и малых. Указатели стояли "Большие Касли", "Сунгуль", "Аллаки", Кисегач", "Окункуль" и еще много других.

Машина эта была комфортнее той, что везла нас сюда, и водитель ехал быстрее, но была пара опасных моментов на дороге, резковато он водит. А еще я постепенно замерзла от кондиционера, он дул прямо на заднее сидение. Хорошо, что водитель довез нас до Екатеринбурга всего за два часа пятнадцать минут. Правда, хотел заехать в город через ЖБИ, но Саша ему заметил, что в маршруте было указано "до метро Ботаническая", и нам туда и надо. Водитель согласился, довез нас до метро, мы с ним расплатились, и вышли из машины.

Здесь нас сразу охватил городской шум, суета и тяжелый воздух. Мы простились с Василием, поблагодарили за компанию, он пошел на трамвай, а мы на метро. У Василия за два часа в машине затекли ноги, и он забавно ковылял, как робот Самоделкин, коленки не гнулись совсем... На метро мы очень быстро доехали до нашей станции, завернули мы в пару магазинов за продуктами, и пришли к дому.

Я долго потом отмачивала свои многострадальные ноги, размышляя, долго ли они будут болеть, и какую обувь мне теперь надевать. Это, пожалуй, для меня был единственный минус этого путешествия, все остальное исключительно понравилось, места удивительной красоты, такие интересные и необычные, и, в то же время, довольно доступные. Когда разбирали рюкзаки, квартиру наполнил сильный запах костра, неотъемлемого атрибута походной жизни...

Александр отметил, что очень доволен нашим походом - и спланировал он все правильно, и с погодой повезло, и на стоянке никто не мешал. И скал насмотрелись разных замечательных. Жаль только, что не удалось дойти до Южных ворот. Если бы он был один, то, наверное, все равно стал бы ломиться туда сквозь дебри, но мы его энтузиазма не разделяли, так что он смирился. Эти скалы остались на потом...

Всего мы за четыре дня намотали 61 километр, примерно по 15 в день. Самый трудный был, конечно, первый день, когда рюкзаки были полные, и шли с ними в гору. Места все прекрасные, по которым мы ходили, надолго в памяти останутся. Особенно с горы Юрма потрясающие виды. А вот еще когда Саша фильм сделает об этом походе, будем смотреть и радоваться.


Как добраться до горы Юрма

Гора Юрма находится примерно в двухстах километрах от Екатеринбурга. Если считать от метро Ботаника до заводоуправления Карабашмедь, по трассе будет 180 км. Дорога через Тюбук и Кыштым. Оптимальным вариантом будет доехать туда на попутке, либо договориться на Бла-бла-каре. Направление популярное, машин много. Еще есть аналогичный сайт - едем.рф

Можно добраться и на рейсовом автобусе, но время уйдет раза в два больше, и за рюкзак потребуют доплату, да и по городу лишние 4 километра топать придется, в Карабаше автобус неудобно останавливается, далеко. Либо по городу на такси проехать. Рейсы в сторону города Миасс.

Если на своем авто, то можно доехать до эко-отеля "Экстрим-парк", дорога проходима для любой машины, и там на платной стоянке оставить автомобиль. Сэкономите восемь с половиной километров.

Если вышли у заводоуправления, то нужно идти по улице Освобождения Урала, затем направо, ну и дальше все в рассказе. До стоянки Труба 16 км в гору.

Карта горы Юрма


Скала Чертовы ворота на горе Юрма

Скала Чертовы ворота на горе Юрма

Видеосюжет из фильма «Юрма»



Если материал был полезен - поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов - обучение по программе Adobe Photoshop

 

 

1 3
О студии Отзывы Задать вопрос Карта сайта

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Гарантия качества